Домой / Поиск предметов / Обзор игры Rise of Nations. Rise of Nations: Extended Edition – Восстание наций Ресурсы обыкновенные и ценные

Обзор игры Rise of Nations. Rise of Nations: Extended Edition – Восстание наций Ресурсы обыкновенные и ценные

Несмотря на внешнюю похожесть, каждая из восемнадцати наций в игре Rise of Nations имеет свои собственные сильные и слабые стороны, свои победные стратегии. Отдать какой-то нации предпочтение сложно, все они тщательно сбалансированы. Тем не менее, одни лучше работают в нападении, другие — в обороне, а отдельным показано бурное экономическое развитие.

В предыдущих номерах ЛКИ читайте полное руководство по игре и первую часть статьи.

В этой статье мы продолжим анализировать отличительные черты игровых наций. Здесь вы узнаете об отличительных чертах и соответствующих стратегических поправках при игре за немцев, греков, инков, японцев, корейцев и майя.

Немцы

Каждая из наций игры обладает своей направленностью: экономической, атакующей или оборонительной. Немцы сильны экономикой с военным уклоном, притом, использовать свои преимущества они могут без особых финансовых и людских затрат. Это понравится тем, кто хочет быстро собрать сильную экономику и сильную армию. С крупномасштабным «тюнингом» немецких военных отрядов, устроенным разработчиками, актуальность отстройки сильной армии не должна вызывать сомнений, но помните, что военных плюсов у немцев не так много, и при игре за них брать соперника за горло вы должны сильной экономикой.

Улучшения в зернохранилищах, лесопилках и в металлургии у немцев наполовину дешевле и становятся доступнее раньше. Это улучшает экономические показатели, позволяя немцам быстрее максимизировать свое производство и быстро подводить его под самый «потолок». Вы не получите никакой выгоды, если полностью не используете свое преимущество — как можно раньше исследуйте улучшения, поднимая уровень производства. Перестать поднимать планку можно, когда уровень производства уже находится «у потолка». Это часто свидетельствует о не самом эффективном распределении ресурсов или не вовремя проведенных научных изысканиях в области коммерции. Делу помочь можно, только если исправить перекос в экономике, перебросив часть жителей городов на новые мощности.

Все немецкие города собирают дополнительно по десять единиц еды, дерева и металла. Это намек на то, что не надо затягивать с увеличением количества городов. Полученные таким образом ресурсы у вас никто не сможет отнять — даже если противник устроит рейд по лесоповалам и фермам, эти волшебные десятки останутся в вашем распоряжении. Такое свойство нации — одно из тех немногих во всей игре, которые не требуют для себя усилий с вашей стороны. Действительно, города вы будете строить и так, а требование строить больше городов может выполняться только с ростом научного знания.

С другим отличительным свойством германской нации вы сможете взаимодействовать вплотную. Я говорю об увеличенной на 100% «призовой» прибавки ресурсов от постройки зданий, таких, как фермы, шахты, университеты, торговые палатки и т.п. Эта прибавка поступает на ваш счет один раз после постройки соответствующего здания. Взаимодействие ваше должно выражаться в стремлении максимально застроить каждый город, зная, что это косвенно окупится большим количеством призовых ресурсов.

Остальные национальные черты касаются военных дел. У немцев несколько быстрее и дешевле создаются брандеры с подводными лодками. Это может подвигнуть вас на организацию знаменитых подводных «волчьих стай», правда, только на морских картах. На треть быстрее создаются самолеты и вертолеты — тут тоже особенно думать не нужно: отстраивайтесь и начинайте атаки раньше, чем это сделает противник при прочих равных условиях. На этом авиационная тема не кончается — с каждой построенной авиабазой немцы получают два бесплатных «Мессершмитта», которые потом можно с успехом использовать против вражеского снабжения и осадных орудий. Используйте авиацию по назначению.

Греки

Греческая нация — это ученые. На этом замешаны все их преимущества и все их стратегии, этот очевидный факт легко выяснить и начать эксплуатировать любому начинающему игроку.

В самом начале игры греки получают университет, и недооценивать это раннее здание нельзя — университеты прямо влияют на скорость, с которой вы будете продираться через эпохи и развивать технологии. Сильное влияние такая скорость развития оказывает на ваш иммунитет к ранним атакам, поскольку никто не помешает вам между делом построить форт и развить пару продвинутых «партизанских» технологий.

Несмотря на это, добиться процветания в экономическом смысле для греков так же сложно, как и для остальных наций (если не сложнее). Одно дело — быстро развить науку, и совсем другое — заиметь сильную экономику. Не заблуждайтесь на этот счет — армии греков, скорее всего, будут количественно меньше армий оппонентов, хотя, вероятно, окажутся более развитыми. Можно попытаться нивелировать проблему с размерами армий, если быстро достичь средних веков, настроить уникальных тяжелых королевских рыцарей и начать рейды на вражеские города. Отставший в развитии соперник ничего не сможет противопоставить средневековым «танкам», так как тяжелая пехота — общепризнанный лидер в избиении рыцарей — слишком медленна для этого.

Перейдем к численным величинам. Научные разработки в библиотеки у греков дешевле на одну десятую часть по всем ресурсам, кроме знания, и проходят вдвое быстрее. Несложно заметить — это часто приводит к тому, что вы вырываетесь вперед по технологиям. Не обращайте внимания на сохранившиеся ограничения по знанию — его у вас с самого начала будет больше, чем у врагов. В целом, это поможет грекам всю игру держаться, по крайней мере, на одну технологию впереди врагов, поэтому развивайте науку как можно быстрее и стройте университеты. Используйте это преимущество, чтобы получить хорошие экономические и военные результаты и чтобы ваша небольшая, но высокотехнологичная армия не ложилась тяжелым бременем на экономику. Опять же, помните про оборону и партизан.

Играя за греков, вы сможете копить знания и строить университеты с самого начала игры. Это дает вам огромные преимущества в доступных к разработке научных технологиях, поэтому немедленно стройте университет в каждом своем городе и тратьте любые свободные средства на ученых. Тем не менее, не увлекайтесь этим слишком сильно — используйте только свободные средства, чтобы от вашего увлечения наукой не пострадала экономика, хребет нации.

Наконец, библиотеки и университеты греков стоят наполовину меньше, чем аналогичные здания у других наций. Это еще один довод в пользу ранней отстройки университетов по всем городам — не самая сильная экономика греков, скорее всего, выдержит уменьшенные расходы на строительство.

Инки

Инки в игре обладают огромным экономическим потенциалом, плавно переходящим в военную мощь. Плохо то, что сила инков не видна до классической эпохи, но после перехода в нее у вас сразу же появляются крупные денежные сбережения — а они особенно тяжело достаются нациям на этом этапе игры.

На эти деньги можно купить много чего. Например, вы сможете регулировать экономику с помощью рыночных технологий покупки и продажи ресурсов. Рыцари инков — огромная сила. Они дороги, но с большой казной построить несколько таких рыцарей несложно, а после смерти каждого рыцаря четверть его стоимости возвращается вам (наверное, в виде ценных доспехов). Наконец, потратив легко доступные деньги на наполнение университетов, вы здорово подстегнете свои прыжки через эпохи.

Вот, к примеру, одна из стратегий, позволяющая использовать рыцарей. Начинайте игру как обычно, но старайтесь достигнуть классической эпохи быстрее обычного. Затем стройте шахты и заполняйте их шахтерами, пока не достигнете максимума в производстве металла и денег заодно. Как только наступит этот радостный миг, соорудите две конюшни и начинайте строить армию рыцарей. В нее добавьте по вкусу пехоту и лучников, снабдите парой осадных орудий, и армия готова. Даже если вся она будет разбита в бою, четверть ее стоимости вернется вам назад.

Шахты инкские, помимо металла производят деньги. Это ключевая плюшка инков, и половину их бюджета составят прибыли с легендарного, надо полагать, золота Эльдорадо. Каждый помещенный в шахту горожанин будет давать по десять единиц металла и по десять денежных единиц — и это только в начале. А деньги — это, как уже отмечалось выше, свобода. Но для этого нужно, прежде всего, иметь шахты. Захватите все горы, что будут поблизости, отстройте нужное количество шахт, заполнив их рабочими — естественно, только чтобы не превысить лимит. Стройте шахты сразу, как получите в свое распоряжение классическую эпоху, и чем раньше, тем лучше. Не давайте врагу отбивать у вас горы, потеря гор означает для вас экономическую катастрофу.

Верхний лимит добычи денег у инков поднят на треть, и это очередной вклад в богатство этого народа. Собирайте деньги в шахтах, но не забывайте про караваны — легкий и недорогой способ прибавить себе денег. Время от времени ваш предел скорости добычи будет повышаться, а вам надо сделать так, чтобы ваша скорость всегда была на максимуме.

Напоследок нужно напомнить о том, что после гибели ваших военных отрядов от рук врага вам возвращается ровно четверть их стоимости. Это неплохое подспорье в войне, она не так сильно отразится на вашей экономике, особенно если вы бросите в бой достаточно дорогую тяжелую кавалерию. В связи с этим можно использовать интересную особенность игры (игровой баг?), в результате которой возвращенная стоимость потерянного отряда считается от цены последнего отряда. Вспомните, что с каждым произведенным отрядом цена следующего увеличивается. Если вы (владыка инков) отстроили десять лошадей, и они начали гибнуть, то возврат денег от первой же убитой лошади будет больше четверти, так как будет считаться от цены последней изготовленной лошади. Такая индейская загогулина.

Японцы

Японцы — приверженцы военного решения всех проблем. Такими вот самураями-милитаристами их сделали разработчики. Сила японцев — в пехоте, их казарменные солдаты становятся дешевле век от века. Обычная стратегия при игре за японцев — развиться до определенного уровня, затем построить целую кучу пехоты и задавить врага числом. Начав добывать соль и сахар (уменьшающие стоимость военных отрядов), они становятся особенно сильны. Экономикой японцев, кстати, тоже не обидели. Дешевые фермы, дешевые горожане, дешевый способ добычи еды и дерева. Для них имеет смысл развивать в первую очередь коммерческие технологии, это позволит эффективнее добывать ресурсы. Есть чему улыбнуться, играя за страну восходящего солнца.

Начнем по порядку.

Отряды, производимые в казармах, создаются на десять процентов быстрее и стоят на семь процентов меньше с каждой эпохой плюс военные разработки. На практике это означает огромные японские армии, которые, к тому же, быстро рождаются. В связи с этим имеет смысл сделать ставку именно на пехоту, оставив конницу для поддержки (лучше для этой цели использовать легкую кавалерию — не тратится металл, а еды у вас будет много).

Те же самые солдаты с каждой эпохой (плюс военные исследования) наносят на пять процентов больше вреда зданиям. Отстройте тяжелую пехоту на поздних этапах игры, и бросьте ее на дома — она послужит вам не хуже батареи пушек. Прибавка в силе ударов по стенам вражеских городов не так заметна у легкой пехоты и лучников — но они сами по себе слабо атакуют дома, и ничего удивительного тут нет.

Японские корабли на десять процентов дешевле, а авианосцы создаются на треть быстрее. Казалось бы, небольшая прибавка, но на морских картах она может оказаться полезной, особенно если учесть подешевевших рыбаков. Стройте доки на морских картах как можно быстрее, и желательно — до закладки второго города. Быстрые авианосцы помогут только, если вы решите поставить на авианалеты. Другие корабли будут либо воевать, как обычно, либо охранять подешевевших рыбаков.

А вот дополнительная четверть к скорости добычи еды фермерами и рыбаками, плюс, наполовину подешевевшие фермы — это уже серьезно. Еда, вкусная еда! Это также означает, что на фермы не будет тратиться столько дерева. Подобно многим другим нациям, японцы могут попробовать отстраивать фермы просто для получения десяти единиц еды «за просто так», даже если на некоторых фермах поначалу никто не будет работать.

И нет вам прощения, если вы на морской карте не разошлете рыбаков на промысел. Вспомните, что рыбаки добывают сразу два разных вида ресурса и действуйте!

Корейцы

Корейцы — это неплохая экономическая «плюшка» в начале и хорошие оборонительные способности в течение всей игры. Главная корейская достопримечательность — появляющиеся после постройки города бесплатные горожане, которых можно сразу же направить на полезное строительство. С первым городом вы получается одного, со вторым — троих, а со всеми остальными — пятерых горожан. Инфраструктура города с таким количеством быстрых рабочих рук растет просто на глазах, и в скорости постройки добывающих зданий с ними могут сравниться только соседи-китайцы. Быстрая отстройка — это быстрые ресурсы и раннее достижение пределов скорости их добычи.

Нет, конечно, я не говорю, что стоит строить города только ради этих бесплатных корейцев, но использовать это преимущество необходимо. Старайтесь строить третий город около гор и быстро организуйте шахту. Не оставляйте горожан без присмотра, и старайтесь не направлять их на постройку одного здания целой «бригадой». Пять горожан, строящих пять зданий по отдельности, сделают свою работу быстрее, чем по одному зданию впятером. Проблема может быть только в том, что на пять зданий сразу может не оказаться средств в казне.

Перечислим остальные корейские особенности.

Корейцы начинают игру с храмом и получают бесплатно все храмовые улучшения. Это увеличивает территорию, и вам надо лишь продолжать строить храмы в остальных городах. Налоги тоже не будут для вас проблемой, так как корейцы — самая «налогоориентированная» нация в игре. Если у вас есть возможность построить храм в двух разных городах, то выбирайте тот, который, скорее всего, подвергнется в будущем атаке. (Это, кстати, совет не только для корейцев, а вообще для всех.) С расширением территории не забывайте направлять купцов на редкие ресурсы. Это не критичный совет, но для корейцев редкости становятся полезнее в сочетании с высокими прибылями от налогов.

Ремонт зданий проходит с повышенной в полтора раза скоростью, и вы сможете ремонтировать здания прямо в бою (другие нации делают это очень неэффективно согласно игровой механике). Чинить здания в бою значит затягивать осады собственных городов, а после захвата чужого города отремонтировать его — не проблема. Поэтому не стесняйтесь ремонтировать города в бою и прямо во время осад, ожидая подхода основной армии. Это может не раз спасти вам город. Ремонтируйте и захваченные города. Вовремя захваченный у врага, ассимилированный и отремонтированный город никто у вас уже не отобьет — сил не хватит.

Все партизанские и ополченские улучшения корейцы получают бесплатно, это, как можно догадаться, оборонительная особенность. Использовать ополченцев в атаки я бы не советовал — слабоваты. Единственный вариант — если вы построили город прямо у вражеской границы. Тогда бесплатных горожан можно превратить в ополченцев и, выяснив, что ближайший город противника не охраняется, устроить набег и побить беззащитных горожан. Но эта тактика очень рискованная — используйте ее, только когда вы уверены в ее безопасности. И не вздумайте нападать ополчением на врага, если он исследовал технологии сопротивления — сопротивление бьет по ополчению особенно сильно. Лучше всего с помощью горожан-ополченцев оборонять город. Если ваша армия примерно равна армии вторжения, то становится важным каждый солдат, и несколько горожан могут решить исход битвы в вашу пользу.

Майя

Если задаться вопросом, какую из трех базовых стратегий (атака-оборона-экономика) припасли разработчики для майя, то ответ будет прост — оборона. Здания майя не только намного крепче остальных (на 50%) и отстраиваются наполовину быстрее, но еще и строятся с солидной (33%) скидкой по дереву. Картину дополняют форты и города этих индейцев — они стреляют с большей частотой залпов, чем форты и города других наций. Стреляют даже те города (центральные здания), в которых нет гарнизона из горожан. Как несложно заметить, разработчики сделали много толстых намеков на ключевую направленность индейцев.

Давайте теперь легкой лапой пройдемся по всем этим оборонительным преимуществам. Более частая стрельба фортов и стрельба без гарнизона означают, что во время атак на ваши города погибнет больше врагов, и оппонентам придется тратиться на дополнительные осадные средства и армии. Еще это поможет избежать большей части вреда от рейдов, так как центральное здание города начнет «пулеметный» огонь по врагу задолго до того, как в него сбегутся горожане. А имеет ли вообще смысл прятать горожан майя в центральном здании? Только, если им угрожает реальная опасность, и под рукой нет армии. Если же враг, скорее всего, не успеет добраться до них (например, его раньше перехватят ваши войска), то можете оставить горожан на своих рабочих местах.

Помните о том, что форты и замки индейцев более эффективны и используйте их с умом. Отстройте пару фортов, чтобы расширить границы и обеспечить своим войскам поддержку в военных походах. Отстройте вокруг форта военные сооружения — казармы, конюшни и осадные здания — это даст вам отличную возможность готовить солдат и сразу же бросать их в бой к линии фронта. Даже если вы не сможете построить форт на расстоянии выстрела от вражеских зданий, вы все равно сможете «прижать» им границу конкурирующего государства и вовремя заметить армию вторжения. Раненых эвакуируйте в форт, обеспечивая им лечение и защиту.

Все здания майя наполовину быстрее строятся и обладают наполовину большим количеством хитпоинтов. Разрушить их становится несколько сложнее. Пока враг возится с вашими фермами, собирайте армию и отражайте атаку. Более быстрая постройка здания очень пригодится для победы в гонке за чудесами света. Это поможет и в постройке традиционных «долгостроев» — фортов, замков и городов. Сочетайте это преимущество с архитектурными улучшениями — скорость и здоровье ваших зданий возрастет неимоверно. Наконец, перед самой вражеской атакой вы можете быстро построить рядом с городом форт — и лучше строить его за городом, чтобы форт обеспечил оборону, но не стал первой целью для атакующих. Стоить это вам будет как пять отрядов солдат, а пользы от форта — намного больше.

Все здания майя, кроме чудес света, обходятся в меньшее на треть количество дерева. Это единственный экономический плюс индейцев, и он позволяет сразу же строить большее количество ферм. Это не только создаст стабильный приток еды, но и позволит пользоваться единовременными пополнениями ее запасов. Поэтому активно стройте фермы, особенно во втором городе, когда вы копите еду на вторую коммерческую науку или на переход в классическую эпоху. Не забывайте строить и подешевевшие рынки, вы вполне сможете построить себе по рынку в каждом городе. А построили рынки — глядишь, и денег привалило.

Опубликовано в журнале «Лучшие компьютерные игры » №12 (25) декабрь 2003
Автор материала: Тимур Хорев

Советуем почитать:

Название: Ambassador (Посол)
Условие: Завершить победой одну сетевую игру
Совет: Достижение можно получить только играя с другим человеком, в команде (в случае победы, достижение будет достигнуто обоими игроками) или друг против друга.

Название: Assassin (Убийца)
Условие: Победить в режиме игры "Убийца"
Совет: Если Вашей целью является только получение данного достижения, то можете в настройках карты выставить двух легких компьютерных игроков и начать игру. В начале игры Вам сообщат цвет вашего врага и цвет вашего убийцы. Вы должны успешно обороняться против своего убийцы и устранить свою цель. После устранения своей цели, Вам передается цель побежденной нации.
Примечание: Нахождение на территории Вашего убийцы карается большим уроном для войск, поэтому будьте внимательны, обеспечивая оборону своей нации!

Название: Big Huge (Огромный)
Условие: Одержать победу на карте размером Big Huge (Огромный)
Совет: Для получения этого достижения не играйте с большим количеством других наций, иначе сражение может затянуться надолго.

Название: Good Ear (Хороший слух)
Условие: Одержать победу в режиме игры Musical Chairs (Музыкальные стулья)
Совет: Суть режима заключается в том, что через каждый заданный интервал звучит музыка и нация, у которой меньше всего очков - проигрывает. Ничего сложного, если в начале игры сосредоточить все усилия на сборе ресурсов.

Название: Knockout (Нокаут)
Условие: Победить в режиме игры "Sudden Death (Внезапная смерть)"
Совет: В данном режиме игры захват одного города влечет за собой поражение для нации. Легче всего захватить только что построенный небольшой город. И не забывайте об обороне своих городов.

Название: Territory (Территория)
Условие: Одержать победу, захватив определенную площадь территории (~70%)
Совет: Стройте форты и города на границах своих владений, для большего захвата территории, исследуйте гражданские технологии и изучайте исследования в храме и форте, увеличивающие параметр Национальные границы. Редкий ресурс "Рубины" и чудо света "Колизей", также увеличивает этот параметр.

Название: Science Nerd (Умник)
Условие: Победить в технологической гонке
Совет: Необходимо как можно скорее достичь конечной эпохи, указанной в правилах игры. Как и в режиме игры "Музыкальные стулья", Вам необходимо сосредоточить все усилия на сборе ресурсов.

Название: Wonder (Чудо)
Условие: Заработать определенное количество очков за чудеса света, быстрее других противников
Совет: Не стоит с самого начала игры строить множество чудес. В начальной эпохе за чудеса света дают малое количество очков (1-2). Лучше всего обогнать своих соперников на пару эпох и начинать строить чудеса света за которые дают более 6 очков. Возможен вариант указать в настройках количества очков чудес для победы 1 очко и как можно быстрее построить любое из доступных чудес.

Название: Skilled (Умелый)
Условие: Набрать рекордное количество очков в любом из тестов навыков
Совет: Самый простой тест навыка заключается в быстром переходе из древней эпохи в классическую. В начале игры исследуйте близлежащие древние руины, исследуйте науку и коммерцию 1-ого уровня, разрушьте три фермы (или постройте еще две) и переходите в следующий век.

Следующие два достижения могут быть получены только в одиночной игре


Название: Student of War (Ученик войны)
Условие: Победить компьютерный противников на сложности "Tougher (Тяжелый/Сложный)"
Совет: Победить противника на такой сложности - непростая задача, но есть простой способ одержать победу. В быстрой игре, в настройках дипломатии выберите пункт "Custom Team (Настраиваемые команды)". Добавьте три или четыре нации. Установите одной нации одну команду, а всем остальным, включая себя, другую команду и начните игру. Ваши союзники сделают все за Вас:-)

Название: Master of War (Мастер войны)
Условие: Победить компьютерный противников на сложности "Toughest (Очень тяжелый/Очень сложный)"

Когда динозавры по Земле гуляли… Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам! Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот

Отправить

Когда динозавры по Земле гуляли…
Эх, сложновато стало жить и зарабатывать свой хлеб насущный господам разработчикам!
Ведь в каждой игре надо придумывать что-то новое, неординарное, захватывающее.…Сколько игр мы вспоминаем, говоря: ”Другие были времена: и воздух был чище, и пиво вкуснее…” Вот и приходится изворачиваться вовсю сценаристам, дабы угодить гурманам геймерам. А компаниям-отщепенцам жить вдвойне сложнее: или создавай шедевр, или живьем в могилу с биркой “Клон” или “Плагиат”. Казалось, второй вариант ребятам Браяна Рейнолдса, ушедшим от Сида Мейера, был уготован. Но они создали игру, включающую в себя мелко покрошенную Age of Empires, большие листы бессмертной Цивы, а также приправленную соусом из ностальгии и неплохого исполнения. Что же из этого вышло? Сейчас посмотрим…

Make War, not Peace!
А если вы еще со школы представляли себя Наполеоном, Гитлером или Цезарем, то эта игра - для вас! У вас появилась прекрасная возможность реализовать свои тиранские планы! Для начала выбираем нацию. Их достаточно, но я, по старой привычке, играл за римлян. У каждой расы есть свои юниты и бонусы, но проку от них с гулькин нос. Итак, наконец-то начинается игра. И сразу появляется вопрос, откуда в древнем веке Германия или другие нации? А как вам армия Елизаветы в продвинутом веке будущего? То-то же.
После начала игры внимательно ознакомьтесь с интерфейсом, так как именно за ним вы будете решать мировые проблемы. А как их мы будем решать? Та-а-ак, кто тут любит мир и зажиточность? Расстрел на месте! Суть игры исключительно в боевых действиях, и никак иначе. Нет, конечно, можно наблюдать, как Голландия добивает Россию, как негры захватывают престижные испанские курорты, а китайцы оккупировали Южную Америку, но рано или поздно ваших миролюбивых соседей вынесут, тут-то придет и ваш черед.
Но все же война не единственный, хотя и самый дешевый, способ захватить земли противника. Можно их купить с помощью специальных карт, вот вам первое нововведение. Кстати, карты очень полезны, но они достаточно дороги, и поначалу будут вам не по карману. Умело пользуясь добытыми картами, можно получить огромную фору против врага. Жаль, карты одноразовые, к тому же в один бой можно использовать только 4 карты.

Раз уж пошел разговор о войне, то грех не вспомнить о юнитах. Тут все понятно - кто дороже, тот сильнее. О балансе говорить нечего, фактически все юниты до боли одинаковы. Да и о тактике не стоит вспоминать, тут все решается исключительно массой, да и AI противника никудышный. Но вот чем порадовала игра, так это масштабностью битв. Я уже говорил, что все берется массой, но когда две огромных армии сливаются в битве, выглядит очень красиво и, возможно, эпохально. Кстати, стоит заметить, что морской флот бесполезен, битвы на воде смотрятся паршиво, к тому же они дороги и неэффективны. Транспортов нет и в помине.

Мам, я сегодня Землей правил!
Политическая карта поделена на регионы, каждый регион имеет некий центр, столицу, так сказать. Это может быть либо роскошный развитый город, либо замызганный сарайчик. В последнем случае это означает, что данная территория никем не занята. Под иконкой города показаны ресурсы, находящиеся на территории региона. В зависимости от времени пребывания региона под покровительством той или иной нации он становится сильнее. Впрочем, эту силу можно сбить отдельными карточками. Столицы наций помечены флажками. На карте можно заметить различные фигуры, одна фигура - одна армия. Армии можно перемещать на своей территории, а также нападать ими на противника. Тут возможны некоторые тактические преимущества. Если данный регион находится между вашими регионами, то вы сможете вызвать подкрепление, в противном случае это может сделать враг. Ради усложнения игры за один ход можно сделать каждое действие 1 раз, будь то нападение на не полюбившегося соседа или покупка карты. А если вы решили захватить нацию противника полностью, то внимательно изучите ресурсы, которые находятся на его регионах, а также найдите кратчайший путь от вашей армии до столицы противника, так как захват столицы обозначает общий проигрыш нации, и все ее земли передаются под ваше руководство, игра стоит свеч. Так можно очень облегчить себе жизнь, например, я остался играть 1х1 с Россией. Армия моя находится в Риме, у меня под контролем только Европа, у России все остальное (играл на самой высокой сложности). До столицы недалеко. Прорубываюсь до нее, и в эпохальной битве захватываю, тем самым получаю контроль над всей территорией Земного шара. Как вы уже поняли, цель игры - достичь мирового господства. Перейдем к другому этапу. Объявляем войну надоевшим китайцам, выбираем 4 нужных карты (зачем отказывать себе в роскоши?), и ведем армию на ближайший их регион. Хм, картина, представшая предо мной, немного меня удивила. До боли напоминает вторую “Эпоху Империй”, н-да, поленились разработчики сделать оригинальный интерфейс. Нет, я не говорю, что он неудобен, нет, он эффективен, но разве нельзя было его немного поменять? Думаю, можно, так что зачтем это как недостаток.

Спину гнут простые негры, двое справа - это мы
Что мы видим на экране битвы? Наша земля, земля противника. Их границы начерчены жирными линиями. В границах нашей земли мы получаем город да пару ферм. Иногда дают небольшое войско и источники добычи ресурсов типа шахт. Позднее появляются нефтяные скважины. Все работы делают жители города, которые, как обычно, штампуются в центре города. Как и в Казаках, все научные исследования в сферах коммерции, экономики, военного ремесла и науки проводятся в библиотеке. Пехота производится в бараках, танки на машинном заводе, самолеты на аэродроме. Ничего нового. Есть еще университет, где совершенствуются ученые. Кстати, совсем забыл, всего в игре 6 видов ресурсов: еда, нефть, дерево, деньги, металл и так называемые знания. Все ресурсы бесконечны. Вот с чем в Rise of nations напряг, впрочем, как и в реальной жизни, так это с деньгами. Чтобы звонкая монета всегда была в кошельке, надо прикладывать действительно титанические усилия: надо строить как можно больше городов и прокладывать между ними торговые пути. Обязательно постройте храм, там собираются налоги. Города, кроме приношения денег, имеют еще одно полезное качество, а именно: расширение границ, которое влияет на лимит населения.

Мы ждем перемен…
Хоть у древних японцев пожелание кому-либо жить ”во времена перемен” было проклятием, перемены в игре явно способствуют повышению мощи государства. Переходя из эпохи в эпоху (одна битва - одна эпоха), наши армии становятся более оснащенными и мощными. Венцом творения разрушительной мощи можно по праву считать изобретение ядерных ракет. Но злоупотреблять таким страшным оружием не стоит, так и до game over добомбиться можно. Если говорить об условиях боя, то их несколько. На захват города выделяется полтора часа, то же самое с защитой, уничтожение полка врага за 5 или за 15 минут. Захватить земли врага можно 2-мя способами: построить свой город или зачистить город противника. В быстрой битве лимита времени нет.

Исполнение
Графика меня не очень порадовала. Идеальное разрешение 1024х 768. Когда находишься в режиме полного приближения, выделяются угловатости юнитов и строений. Цвета очень тусклые. К тому же игра достаточно требовательна к машине, иногда наблюдались сильные тормоза, а при выключенных графических наворотах она вообще смотрится просто убого.

Со звуком похожая ситуация, он неплох, но назвать его хорошим язык не поворачивается (или палец ленится стукнуть по клавише). Музыка достаточно хороша, не вызывает желания ее выключить. Есть несколько отличных мелодий, но этого маловато.

Is it A Big Huge Game?
Вот и пришла пора делать выводы. Играя, видно, что ребята из Big Huge Games действительно старались. Но так как контора еще молода и неопытна, проект получился хорошим, но немного сыроватым. Неплохая задумка, приличное количество нововведений, средненькое исполнение. В общем, фанатам Age of Empires и Цивилизации должно понравиться. Остальным советую поиграть для общего развития. На этом откланяюсь. Приятной игры!

Rise of Nations – прекрасный образец глобальной стратегии реального времени. Вышла игра в 2003 году, эксклюзивно для ПК. Одним из главных преимуществ является полная глобальность. Игрок должен самостоятельно принимать любые решения: строительство, наём рабочих и войск, война, исследование, дипломатия – помощников не будет ни в одной сфере. Поэтому только вы сами отвечаете за судьбу выбранного народа.

Особенности игры

  • Восемнадцать наций: от русских и немцев до нубийцев и индейцев майя. У каждой нации имеются определенные преимущества. Одни быстро развиваются, другие лучше атакуют или обороняются;
  • Восемь эпох, каждая из которых знаменуется определенными технологиями и особенностями. Проходить из эпохи в эпоху можно только достигнув нужного уровня развития;
  • Шесть видов ресурсов. Одни из них доступны сразу, а чтобы получить доступ к другим, нужно перейти в соответствующую эпоху. Следите, чтобы всех ресурсов было достаточно;
  • Несколько режимов: кампания, обучение и сетевая игра. Изучите все тонкости управления, после чего сразитесь со своими друзьями в сетевом противостоянии.

Стратегия и история

Как и в большинстве глобальных стратегий, в "Rise of Nations" игроку предстоит развивать свой народ. Выберите одну из восемнадцати наций и постарайтесь привести её к доминированию в районе. Каждый народ обладает уникальными способностями, которые необходимо учитывать при прохождении игры. К примеру, одни значительно лучше обороняются, в то время как другие безудержны в атаке.

Мудрый руководитель должен помогать своему народу успешно переходить из одной эпохи в другую. Начинается всё в Древности. Через Античность, Средние Века и Новейшую Эпоху приведите его в Информационный век. Но переход будет непростым. Придется развивать науку, осваивать новые земли, захватывать вражеские территории, а также возводить Чудеса света, о которых будут слагать легенды.

Исследования являются одной из самых важных составляющих игры. На выбор дается пять ветвей: эпохи, военные, научные, экономические и гражданские знания. Выбирайте сами, на какую именно ветвь будете делать упор. Максимальный уровень развития – 7. Но не обязательно выбирать одну ветвь, гораздо лучше развиваться разносторонне.

Дополнение "Thrones and Patriots"

Вышло дополнение через год после оригинала – в 2004 году. Сам геймплей, интерфейс и управление не поменялось, что порадовало большинство поклонников игры – не придется привыкать к новым тонкостям. Зато в целом игра была значительно обогащена. Так, появилось шесть новых наций (американцы, голландцы, индийцы, ирокезы, дакота и персы). Кроме того, было добавлено четыре новых, не менее увлекательных кампании. Наконец, появилась возможность выбирать форму правления – каждая из них дает определенные бонусы. Поэтому серьезно подходите к выбору, чтобы не совершить серьёзных ошибок, которые помешают в развитии.

В Rise of Nations восемнадцать различных наций и все они очень разные. В предыдущих номерах мы описали стратегии для двенадцати - пришла пора добить тему и рассказать о стратегиях игры за последнюю шестерку наций. Мы поговорим про монгольские набеги, нубийские богатства, римские империи, русскую зиму, испанских мореплавателей и про турецкие пушки.

Монголы

Выстраивая характерные черты для каждой нации, разработчики в первую очередь использовали исторические стереотипы. В истории монголы прославились своими завоеваниями и степными набегами. Поэтому в игре альфа и омега монголов - кавалерия, особенно их традиционные конные лучники. Главная и единственная стратегия монголов - непрерывные и частые набеги. Они абсолютно необходимы для победы, ведь экономических плюшек у этой нации нет.

Играя за моголов, можно применить тактику быстрой атаки. Проберитесь в классическую эпоху, разработайте вторую военную науку, отстройте три конюшни и устройте набег, замедляя развитие экономики соперника - так вы сможете выгадать для себя время. Набегайте с умом, чтобы расходы на армию окупились экономическим отставанием врага.

Дело тут еще в том, что монголы после исследования второй военной науки при постройке конюшни получают бесплатного конного лучника. В Средние Века вы легко сможете устроить опустошительный рейд, пользуясь бесплатными лучниками и построенными на сэкономленные деньги рыцарями. Сочетание абсолютно убойное - рыцари ликвидируют легкую кавалерию, а лучники разберутся с местным населением.

Строить рыцарей монголам не так накладно, ведь все их всадники быстрее строятся и обходятся дешевле. Цифры тут не очень большие, но тенденция налицо - разработчики просто подталкивают вас на массовое использование конницы. При этом не надо забывать о том, что большие армии очень дорого обходятся. Если вы хотите сэкономить на конных лучниках, то отстраивайте несколько конюшен уже после того, как заполучили средних размеров конную армию.

Монголы получают дополнительную единицу еды за каждый контролируемы ими процент карты. Таким образом, расширяясь, вы одновременно решаете свои проблемы с питанием, не тратя дерево на постройку ферм. Надо лишь прихватывать чуть больше территории, чем это вам нужно. Правда, это не главная цель, а побочная, так как эффект не очень большой.

Наконец, у монголов очень хорошие отношения с партизанами. Во-первых, все их отряды получают лишь половинное повреждение от партизанского сопротивления, что позволяет глубже продвигаться во вражескую территории и дольше там находиться. А это означает облегчение условий набегов на города. Единственная нация, которая нивелирует этот монгольский плюс - это русские с их усиленной партизанщиной. В остальных случаях беспокоиться не надо, вы успеете сделать рейд и уйти, прежде, чем сопротивление серьезно повредит ваши войска.

Во-вторых, монголы получают бесплатно все улучшения, касающиеся ослабления партизан врага - это тоже очень сильная черта. А вывод из всего вышесказанного прост: монголы должны постоянно и грамотно устраивать набеги - только это поможет этой воинственной нации удержаться на плаву и победить врагов.

Нубийцы

Об африканской цивилизации нубийцев разработчикам, похоже, было известно мало и поэтому их решили, от греха подальше, сделать экономической нацией. Три кита, на которых основан успех нубийцев - это рынки, торговля и редкие стратегические ресурсы. Игра на рынке позволяет нубийцам вовремя ликвидировать перекосы в экономике, если таковые возникнут. А такие ситуации у неопытного игрока встречаются очень часто. Важно понимать, что при игре за нубийцев необходимо уделять большое внимание разработке ценных редких ресурсов. Если вы играете против этой нации, регулярно обследуйте карту и выносите нубийские торговые базы, это подорвет их экономику (разорятся на постройке новых торговых баз).

Играя за нубийцев, нужно учитывать, что одно из самых полезных для них чудес света - это Фарфоровая башня, которое, вместе с их природной сметкой, сделает эффект от редких ресурсов просто ошеломляющим. Не забудьте и то, что обнаружить для нубийца редкий ресурс - это очень легко, так как у них нюх на эти вещи, и на открытой территории ресурс будет виден им сразу. Это позволит сразу и быстро, как только появится такая возможность, послать к открытым ресурсам двух-трех торговцев. Торговцы будут собирать ресурс с высокой скоростью (выше на пятьдесят процентов), поэтому «закрывайте» все ресурсы, что найдете - это окупится сторицей.

Если вашу торговую базу ликвидировали, немедленно стройте нового торговца. Сделать это будет нетрудно, так как с самого начала игры у вас будет рынок. Даже если не хватает какого-нибудь ресурса, не беда - нубийцы и торговать (продавать и покупать на рынке ресурсы) могут тоже с самого начала. На ранних стадиях игры это помогает создавать много торговцев и караванов - и их, разумеется, надо строить.

Вот он какой - нубийский воин.

К слову, караванов у вас тоже будет больше, чем у остальных. Предел максимального количества «верблюдов» у нубийцев выше на единицу. Эта единица может дать вам очень много денег, особенно со временем, когда ценность караванов возрастет. Наконец, строительство этих самых караванов, рынков и торговцев обходится нубийцам в два раза дешевле, что просто навязывает вам стратегию усиленного экономического развития. Стройте рынок в каждом городе и так рано, как только можете (естественно, после ферм или других критичных добывающих построек), запускайте караваны и не забывайте про редкие ресурсы. И вас никогда никто не победит!

Римляне

Римляне более склонны к обороне, чем к нападению. У них есть огромные возможности по захвату территорий, а из их уникальных отрядов можно особо отметить «противопехотные» легионы.

Играя за эту нацию, можно использовать любопытную стратегию, называемую «заталкивание врага границами». Постройте второй город, и на его краю организуйте форт. К окончанию его постройки у вас уже должен быть третий город и вторая гражданская технология. Третий город необходимо строить далеко - так далеко, как только возможно. Не забывайте про караваны. Следующий форт стройте как можно ближе к главным городам соперника - он станет для вас базой для организации нападений. Наскрести на него средства может быть тяжело и, если у вас не хватает денег, можете снести ваш первый форт.

Теперь стройте казармы и конюшни, формируйте армию и следите за врагом. Выясните, откуда он соберется напасть. Не забывайте про нападения сами, это позволит вам привлечь к себе его внимание. Благодаря форту у самых его границ, у вас будет серьезное преимущество. Дело в том, что все римские форты расширяют ваши границы намного эффективнее остальных. Одним-двумя отстроенными фортами вы очень далеко раздвинете свои границы и можете даже загнать противника в угол. Если форт построен у вашего города, то подход войск врага не останется незамеченным. Чтобы использовать это преимущество наилучшим образом, не забывайте про улучшения фортов. Строить эти сооружения вам будет удобнее и выгоднее, так как они вам обойдутся на четверть дешевле и могут строиться римлянами с самого начала игры. Это еще одна причина строить их рано и помногу.

Для военных целей у римлян есть еще одно преимущество: с постройкой казарм они получают бесплатных тяжелых пехотинцев, притом, сначала одного, с пороховой эпохи (третья военная наука) - трех, а с индустриальной эпохи (пятая наука) - пятерых. (К сожалению, при восстановлении разрушенных казарм это свойство не действует.) Таким образом, вы сможете разбавлять свои войска бесплатными легионерами и устраивать ранние атаки - например, классическую раннюю атаку пятью отрядами тяжелой пехоты и парой отрядов легкой пехоты в древнюю эпоху. И, конечно, не давайте врагу разрушать ваши казармы - это очень опасно для вашего военного потенциала.

Легионы у римлян победоносны, но, если вам мало той пехоты, что пришла к вам с казармами, то можете строить новую, такую же тяжелую. Она немного дешевле у римлян и двигается чуть быстрее (почти как легкая пехота).

Русские

Русских разработчики сделали оборонительной нацией. У русских не только огромные прибавки к партизанщине, но и бесплатные улучшения партизанских эффектов. Легкая конница русских обладает неплохими боевыми качествами, и особенно эффективна против вражеского снабжения. Снабженческие фургоны русские выносят очень легко - давайте вспомним Бородино и лихие казачьи рейды по тылам Наполеона.

Если вы будете расширять свою легко обороняемую территорию и использовать легкую конницу для патрулирования границ, то все остальные силы сможете бросить на отстройку экономики. Если вражеский игрок или компьютер нападет на наш порог, шашки наголо - выбив снабженцев в армии вторжения, вы обречете врага либо на быстрое отступление, либо на смерть от партизанского сопротивления.

Казачий набег.

Особенно полезно для русских бывает отстроить Колизей или Кремль - при этом русская «дубина народной войны» начинает буквально жечь захватчикам пятки. Могу еще посоветовать нападать на врага, чтобы затем заманивать его войска на свою территорию. Но если вы, играя за русских, вовремя не уделите внимание экономике (экономически направленных свойств у русских, к сожалению, нет), то более сильный в экономике враг сможет вас задавить.

Границы России расширяются на единицу с каждой дополнительно разработанной гражданской технологией. Это позволит вам незаметно окружать своими границами врага и собирать большие налоги. Также у них неплохо обстоят дела со шпионами - бойцы невидимого фронта обходятся дешевле и после использования своих умений не «засвечиваются» - проживут в бою дольше. Натравливайте шпионов на армии врагов, особенно на их осадные орудия и снабжение.

Нефть у русских добывается с прибавкой в одну пятую, и это помогает в позднем развитии, особенно с ядерным оружием и с уникальными танками.

Испанцы

Испанцы - нация исследователей, нацеленных на раннее исследование руин. Они начинают с двумя продвинутыми разведчиками (ходят быстрее, видят дальше) и с полностью открытой картой (естественно, туман войны остается). При этом лучше брать управление разведкой в свои руки, чтобы проверить углы карт на предмет руин. Сразу разработайте план добычи ископаемых - вы знаете, где они находятся.

Руины приносят испанцам намного больше ресурсов, чем остальным, это поможет вам в условиях раннего старта. Иногда руины можно не открывать сразу, а оставить на потом, ведь с каждой научной технологией количество ресурсов увеличивается на тридцать пять единиц. Стройте храм, исследуйте эпоху и науку - после второй науки вы будете получать по сто единиц с руины. Неплохо? В зависимости от того, как пойдет игра, можно попробовать разработать третью научную технологию, чтобы получать сто сорок единиц с руины. Жаль, что руины рано или поздно кончаются. К этому времени вы уже должны полностью использовать своих суперскаутов и информацию о ресурсах на карте, чтобы получить экономическое преимущество перед соперником.

Из не столь важных испанских плюсов можно отметить бесплатный корабль при постройке дока (до индустриальной эпохи). Этого, конечно, мало, чтобы безраздельно контролировать моря, но поддержка лишней не бывает.

Турки

У турков вся сила заключается в их осадных орудиях. Уникальные дальнобойные и мощные пушки встречаются у них только в пороховую эпоху и эпоху просвещения, но это, разумеется, не все. Все остальные преимущества турков тоже заточены на эффективные осады, и о них я расскажу чуть ниже.

Предлагается следующая стратегия: исследование первой военной науки, переход в классическую эпоху, исследование второй науки. Если вы сможете себе позволить по две фабрики и конюшни, то мобилизуйте нескольких легких кавалеристов и совместите их с парой-тройкой катапульт. При этом не забывайте восполнять потери в коннице. По затратам еды это будет недорого, а вражеские города сильно пострадают от катапульт. Если у соперника не окажется под рукой сильной армии, то город он потеряет очень быстро, а вы еще быстрее его ассимилируете.

Все осадные турецкие орудия стреляют и видят дальше. Это позволяет не просто обстреливать город издали, под защитой армии, но и избегать ответного огня со стороны оборонительных зданий. При этом желательно не просто держать армию рядом с пушками, но защищать их со всех сторон, так как ваши осадные орудия легко могут стать первоочередной целью соперника. Если вы не хотите захватывать город, то дальнобойность все равно пригодится - вы сможете устраивать артиллерийский набег буквально с вашей границы.

С каждой построенной фабрикой вы получаете две бесплатных пушки, или катапульты, или требюше - в зависимости от эпохи. С этой силой можно попробовать следующую стратегию. Добравшись до пороховой эпохи, создайте армию из янычар, пикинеров, чуть-чуть разбавьте ее конницей. Желательно иметь некоторое преимущество в военной науке. Это будет нетрудно осуществить, если вспомнить, что у турков есть способность тратить на треть меньше денег на военные исследования.

В час «ч» быстро постройте три-четыре фабрики, получив шесть-восемь пушек. Отправляйтесь на войну. При этом важно не допускать прихода к врагу подкреплений (стреляйте по военным объектам) и грамотно распоряжаться войсками. Стратегия немного рискована - если у врага сильная оборонительная армия, то пушки быстро будут уничтожены.

Горожане-турки на треть дешевле - это позволяет экономить еду и использовать многочисленных горожан для обороны города. Оборонять уже захваченные города позволяет уникальная способность турок ассимилировать города в два раза быстрее. Чтобы использовать это умение наилучшим образом, надо уметь защищать свежезахваченные города, подходить к этому вопросу, не наобум, а со всей серьезностью.

Заключительный штришок к описанию турецкого оружия - это бесплатные улучшения осадных орудий. Мелочь, а приятно и, самое главное, понятно, как использовать улучшенные орудия. Вражеским зданиям несдобровать!