Домой / Злые птицы / Играя, учимся мыслить системно (генетический подход). Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей Игра что раньше что потом

Играя, учимся мыслить системно (генетический подход). Что сначала, что потом? Дидактическая игра для детей Игра что раньше что потом

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-след­ственные связи. Но масса детей, имеющих речевую задержку или задержку психического развития в целом, или другие нарушения, испытывают трудности в понимании не только логпко-грамматпческой конструкции, но и самих причинно-следственных от­ношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п.

Мы предлагаем серию парных картинок, где каждая пара со­держит причину и следствие. К ним прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому» (лист 17). Пары картинок предлагаются по усложнению: снача­ла очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».

2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».

3. «Маша упала» и «Маша плачет».

4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».

5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».

6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».

7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».

8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».

9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».

10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Педагог предлагает детям (ребенку) пару картинок, состав­ляющих причинно-следственную последовательность; дети дол­жны определить, что было сначала, а что - потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (напри­мер, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую - картинку- следствие («На столе лужа») и спрашивает, четко проговаривая: «Что было сначала - на столе появилась лужа или Миша неак­куратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должна звучать речевая конструкция, поставив в нужном месте слово «поэтому» или другие слова-связки, которые отрабаты­ваются на занятии. Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом след­ствие, и соответственно первым нужно использовать союз «по­этому». И лишь после того, как ребенок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательно­сти: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Лучше не использовать на первых занятиях сразу все способы передачи причинно-след­ственных отношений, а вводить союзы постепенно. Если дети умеют читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием. По предложенному взрослым образцу дети составляют предложе­ния по оставшимся парам картинок.

III. «Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормативным типом развития легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но дос­тупного пониманию ребенка из его жизненного опыта) появляет­ся чуть позже - к 4,5-5 годам. Возможность составления расска­за по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает пре­имущественно речевое опосредование, в других - понимание про­стого сюжета, в третьих - понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвертых - ребенок по­нимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам. В силу распространенности этой проблемы все педагоги с ней работают, но картинок всегда не хватает, особенно не известных ребенку.

Мы воспользовались сюжетами, которые, вероятно, незнакомы детям. В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными - со скрытым смыс­лом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности за­висят от специфики проблем ребенка, так что выбирать последова­тельность имеет смысл с учетом особенностей каждого ребенка.

1. Мышка хочет попить сок и не может достать - пакет очень высокий. Она видит лежащую рядом соломинку, пристав­ляет ее и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет ее в дырочку. Забирается на соломинку и пьет через нее сок. (Лист 24)

2. Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит противень в духовку. Достает румя­ные печеные пирожки и угощает внука. (Лист 25)

3. Светлокожий малыш идет загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш уснул, солнце в зените. Вече­ром коричневый малыш идет домой. (Лист 26)

4. Ползет гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползет к нему. Вгрызается в гриб. Выглядывает из окошка в грибе. (Лист 27)

5. Идет ежик и везет на спине огромное яблоко, с него льется пот: он устал. Ежик садится и ест яблоко. Счастливый тол­стый ежик везет на спине огрызок. (Лист 28)

6. Мышка ест сыр. Мышка съела половину - стала толще. Съела весь сыр - стала совсем толстой! (Листы 28, 29)

7. Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке ку­лаком.(Листы 29, 30)

8. Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с крышей и окнами. (Лист 30)

9. Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе - видит из нее торчит мышиный нос. Собака старает­ся раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас­положенного с другой стороны холмика, а собака продол­жает копать. (Лист 31)

10. Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк идет в другой угол клет­ки, к кормушке с зернами, и набивает их за щеки. Страш­ная морда хомяка с набитыми щеками и 2 торчащими рез­цами, испуганная морда кошки с поднятой дыбом шерстью за прутьями. (Лист 32)

11. Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и цепляет его на крючок. Удивлен­ный рыбак вынимает башмак из воды. (Листы 32,33)

12. Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома си­дят и вынимают из подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц. (Листы 33,34)

13. Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идет, засмотрел­ся на птиц, а мороженое тем временем тает. Смотрит на мороженое - осталась палочка и молочная лужица у ног. (Лист 34)

Этот вид задания широко известен, поэтому не будем подроб­но описывать работу. Скажем только, что можно выкладывать перед детьми картинки в случайной последовательности и про­сить разложить их по порядку. Если ребенку сложно выполнить это задание, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Мож­но выкладывать ряд с пропуском картинки или включать в него картинку из другой последовательности, способ работы опять - таки зависит от особенностей проблем ребенка и целей работы.

Прокомментируем работу с детьми с искаженным типом раз­вития. Многие дети с расстройствами аутистического спектра, несмотря на высокий уровень развития многих когнитивных функ­ций, тем не менее затрудняются в понимании элементарных сюжетно-бытовых событий, так как контекст не является для них основным смыслообразующим звеном. Кроме того, такие дети испытывают затруднения в трактовании эмоций. Их этому спе­циально обучают, обращая внимания на то, как выглядят разные части лица при выражении тех или иных эмоций. В этом случае полезным бывает, составляя рассказ по картинкам, не выклады­вать их все (особенно если вы уже знаете, что ребенок справляет­ся с пониманием происходящего и может увязать картинки в еди­ный сюжет), а выкладывать по частям и просить ребенка сказать, какое событие пропущено, почему расстроился или испугался со­ответствующий герой, или что произойдет после того, как, на­пример, хомяк кошку испугает и т.п., т.е. вы кладете первые две или три картинки, а последнюю не показываете. Отдельно ак­центируется внимание на том, что чувствует каждый герой. Ко­нечно, предлагаемый сюжет не должен быть ребенку уже знаком!

Часть детей, страдающая импульсивностью, начинает интер­претировать картинку, недостаточно ее поняв. Другие дети при рассматривании предмета строят суждение на латентном призна­ке (например, подушка в изголовье у мальчика расценивается как «пельмень», так как она белая и похожа по форме). И в том, и в другом случае способом коррекции будет обучение вниматель­ному рассматриванию, анализу, выяснению смысла и подробно­стей, существенного и менее важного.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Детей с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склон­ных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последо­вательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализа­ции и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, и памяти, и мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определенном этапе онтогенеза ребенка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. По­скольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для боль­шинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребенка.

Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обу­чении детей. - М: Ось-89, 2009.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. - М: Теревинф, 2006.

Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика // Избр. труды: в 2 т. - М.: Поматур, 1994. Т. 1.

БизюкА.П. Компедиум методов нейропсихологического иссле­дования. - СПб.: Речь, 2005.

Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. 1974. № 12. С. 24-30.

Вопросы психического здоровья детей и подростков // Научно- практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2009. № 1.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-пресс, 2002.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное форми­рование внимания. - М.: Просвещение, 1974.

Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаи­моотношения языка и мышления // Вопр. психол. 1977. № 4. С. 95-101.

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Акаде­мия, 2009.

Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. - М.: Теревинф, 2007.

Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. - М.: Школа-пресс, 1999.

Джеймс У. Внимание // Хрестоматия по вниманию. - М.: Просвещение, 1976. С. 50-103.

Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т. Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. - М.: Просвещение, 1994.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Университет РАО, 1998.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребе­нок. - М.: Теревинф, 2000.

Переслени Л. И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности по характеристикам прогнозирования: http://www.voppsy.ru/authors/PERESLLI.htm

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1999

Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей млад­шего школьного возраста. - М.: Академия, 2007.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запо­рожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964.

Семаго Н.Я. Понятие «ЗПР» и его современная трактовка // II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоро­вья». - Минск: Ритм, 2003. С. 173.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. - М.: Генезис, 2005.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Гринго, 1995.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного обра­зования. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998.

Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга. - СПб: Салит-Медкнига, 2002.

Введение

Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте

Особенности развития познавательной сферы при разных типах диэонтогенеза

I. «Разложи по порядку»

II.«Что сначала, что потом?»

III.«Расскажи историю»

Литература





































Игру с картинками "Что сначала а что потом" чаще всего используют логопеды на своих занятиях.

По этим картинкам с Давидом логопед начал заниматься когда Давиду было 3 года и 5 месяцев.

Это игра учить ребёнка располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Целью занятий является научить ребёнка выстраивать логические цепочки. Так же занятия с этими карточками влияют на развитие речи.
Первые карточки у нас появились,когда Давиду было 3,5. Начанали мы с самых простых схем и историй. Первые месяцы давалось все не просто. Процесс шол медленно и не давал видимых результатов. Что бы добиться именно понимания со стороны Давида пришлось запастись очень большим количеством дидактического материала. Можно бы было конечно же ограничится 3-4 историями "что сначала что потом". Но тогда Давид вряд ли бы понял алгоритм, он бы просто напросто вызубрил сами схемы. А нужно было, что бы он сам осознал смысл игры. По началу я выкладывала карточки и сама рассказывала, что было в начале и что случилось потом. Объясняла почему я именно в такой последовательности раскладывала карточки. Затем я раскладывала карточки и просила что бы Давид сам разложил их в хронологической последовательности. Естественно подсказывая и задавая наводящие вопросы. В самом начале я рассказывала историю сюжета, а потом уже Давид выкладывал карточки в соответствующей последовательности. В возрасте 3,7 Давид в редких случаях мог без подсказки сам разложить карточки в правильной последовательности. Тогда я в основном комментировала сюжет, а он на слух восстанавливал его по картинкам.

Часть карточек для занятий я сделала сама.



Остальную часть карточек я скачала в интернете. Например вот следующий материал нашла на просторах интернета. Отличная методичка на тему что вначале что потом. С подробными пояснениями. В методичке есть для распечатывания 24 сюжета состоящие из 2, 3 или 4 карточек. http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/DswMedia/chto.pdf

И ещё наткнулась на сайт с карточками "Что с начало что потом" только не цифровая версия а сканированная. Я если честно не люблю распечатывать сканированные картинки, так как они размытые но как вариант иногда принимаю.

И ещё несколько ссылок где можно скачать материал для занятий

1) Из готовой продукции у нас есть набор карточек что сначала, что потом. Карточки не сложные, вполне доступные сюжеты.
Покупала в магазине "Умная игрушка"

2) Ещё у нас есть серия "История в картинках"

К сожалению в этих наборах нет пояснений, поэтому родителям самим приходится догадываться как развивается история. Первая часть по проще. А вот вторая по сложнее.

Истории в картинках. Игра-занятие. Часть 2



Когда Давиду исполнилось 4.3 г. мы стали использовать более сложные варианты историй. На видео (которое ниже) первая история с новогодней ёлкой. История состоит из 6 карточек. Для начала я рассказывала Давиду подробно саму историю и только потом просила разложить карточки по порядку в соответствии с рассказанной историей.

Вторая история (на видео ниже) состоит из 4 карточек. И это уже был следующий этап, когда Давиду нужно было самому без подсказок и без описания сюжета, уловить суть истории. Я раскладывала карточки и просила посмотреть что нарисовано на карточках. После этого просила сказать какая по мнению Давида может тут быть история.

На видео ниже Давиду 4.3

Между видео прошёл ровно год. На видео ниже Давиду 5.3. Карточки о том как состригают шерсть, а затем из нее получают вязанную кофту Давид видит впервые. Но уже может сам самостоятельно увидеть историю, разложить по порядку и рассказать небольшой рассказ по этим карточкам.

4) Логические цепочки
Набор есть в "Озоне"
есть в "My-shop"

5) Djeco Игра-трио Последовательность Пазл


6) Настольная игра «Короткие истории», Радуга
Есть в магазине "Умная игрушка"


7) Есть у нас и такой набор Короткие истории-2, Радуга (настольная игра). Игра скорей всего как дополнение к остальным, но не как не основной набор.
Покупала в магазине "Умный ребёнок"



8) Что сначала, что потом?, настольная игра, Готовимся к школе (Радуга)
Есть в магазине "Igromagazi n"

9) Есть у нас ещё пазлы "Забавные истории"
Этот набор можно использовать как и для занятий по развитию связанной речи так и для игр что "сначала, что потом"
Покупала в магазине "Умный ребёнок"

10) Веселые истории, Радуга (настольная игра, серия Шаг за шагом
Есть в магазине "Умный ребёнок"

Так как по мимо проблем с речью у нас были сложности и с волевой сферой. То помимо того, что бы подобрать нужный материал для занятий, нам приходилось еще придумывать и тему игры. Дело в том, что Давид не очень и горел желанием заниматься с карточками монотонно раскладывая их по порядку. А вот стоило карточки сделать частью игры, то у Давида просыпался интерес, и он уже выполнял задания с желанием. После 4 лет у Давида появилась страсть к набором лего на тему полиции. И мы эти предпочтение обыграли под занятия. Например мы играли в полицейских которые учатся запутывать своими хитроумными схемами воришек. Мол мы учимся в школе для полицейских, и что бы научиться запутывать преступников, нам нужно самим для начала научится выстраивать схемы. Мы с Давидом вначале раскладывали карточки, так как это требует методика. А потом начинали шалить. Мол мы полицейские которые специально преступникам раскладываем карточки не так как нужно. И в шуточной форме рассказывали истории шиворот на выворот. И мол из за этих карточек у преступников шла кругом голова. В общем игра получалась весёлая, а главное был результат. Когда мы не сложные задачки научились щелкать как семечки. Мы эти карточки стали использовать как пособие для развития речи. По сюжетно учились рассказывать истории. Давиду давались эти задания не легко, так как при ОНР бывают сложности с пересказами и рассказами по картинкам. И нам и тут приходилось выдумывать разные игры. Иногда просто выкладывала 4 – 5 вариантов историй просила Давида выбрать один рассказ для меня, и один рассказ для него. Иногда раскладывали правильно два рассказа и правильно проговаривали сюжет. А иногда специально баловались раскладывая шиворот навыворот историю и в шуточной форме на ходу сочиняли смешную историю. А порой и вовсе одну историю рассказывали вдвоём, но по очереди. Например первую карточку рассказываю я, вторую Давид, третью опять я а четвертую Давид и т.д.

В предыдущих статьях мы выяснили, что системное видение окружающего мира, умение мыслить системно, очень важны для более точного, более достоверного, более полного и детального восприятия любого объекта (предмета, явления, процесса). Такое восприятие позволяет найти самое лучшее и правильное решение возникающих противоречий.

Но работа с «Волшебным экраном» довольно затруднительна для дошкольников. Поэтому с помощью специальных игр и упражнений нужно подготовить малыша к умению мыслить в системе, показать, что любой объект является частью чего-то большего и в то же время сам состоит из чего-то, изменяется в процессе продвижения из прошлого в будущее.

Играя, учим понимать генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)

«Паровозик» (технологическая цепочка)

Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. В зависимости от возраста увеличивает длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Если игра проводится в детском саду, или участников – несколько человек, игру можно сделать подвижной. Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года (например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками), разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек), история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)

Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком»выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса.

«Что сначала, что потом»

Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.

Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.

– Сначала вторник, а потом? – Среда.

Сначала вечер, а потом? – Ночь.

– Сначала завтрак, а потом? – Обед.

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:

Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.

Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.

Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

Если игра проводится в группе детского сада или с несколькими детьми, и принцип упражнения уже освоен, то можно ввести новое правило – кто называет последнее слово из вариантов ответа, тот становится ведущим и предлагает свое первое слово.

«Парные слова»

Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе.Упражнение проводится в прямом (сейчас-потом) и обратном (сейчас-раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг-другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

С более маленькими детьми называется тема: например «Как называют детеныша?»

Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т.д.

С более старшими детьми (от 6-7 лет) конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше?»

«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т.д.

Настольно-печатные игры

В магазинах можно приобрести готовые игры, например «Что сначала, что потом», «Логические цепочки» и т.п.

Две предложенные игры Вы можете скачать, распечатать на цветном принтере, разрезать на карточки (можно предварительно наклеить на картон) и уже играть с ребенком.

»Что сначала, что потом»

Выполняя задания, ребенок учится обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь.

1 вариант

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала Нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем – из 6-ти, после этого – из 8-ми. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

2 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

3 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х, и т.д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений. Следует обратить внимание на связность речи, её выразительность, эмоциональность.

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра "Логические цепочки". Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

Сто сначала? Что потом?

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Расскажи историю

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Скачать и распечатать карточки для игры

Тема продукты питания

Бытовые ситуации










Для дошкольников старшего возраста:

Бытовые сюжеты часть 2

Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.

Пример методического сопровождения (к бытовым сюжетам 2)

К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

«Расскажи историю»

Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.

В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.

Валентина Владимировна Кузьменко
Разновидности игры «Что вначале, что потом»

Одним из приемов работы в ТРИЗ является отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени, которые можно использовать уже со 2 младшей группы. Целью его является упражнение детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

Существует несколько вариантов игры «Что вначале , что потом » . Они помогают формировать умение выявлять закономерности, определять последовательность; развивают речь, внимание, память, знакомят с окружающим миром, природой. Изготовить их несложно с помощью компьютера, стоит только подобрать соответствующие картинки.

Вот некоторые из этих игр :

- «Паровозик»

Ведущий подбирает несколько вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды . Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

Например : человек :

1- карточка – младенец, 2 – девочка, 3 – женщина, 4 – старушка. Дети выстраиваются в определенной последовательности.

- «Кем был раньше?»

Цель : учить называть прошлое предмета.

Ход : Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (Икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, ботинки (кожей, дом (кирпичиком) сильный (слабым) .

- «Репка»

Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся друг за другом и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем… вытащили репку.

- «Ромашка»

В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают предметные картинки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на один из объектов, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

- «Был. Есть. Будет»

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например : яблоко сейчас сочное. красное, красивое; было нежным, розовым цветком с запахом; будет вареньем, компотом , сухофруктом и т. д.

- «Что было? Что будет?»

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение : каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению) . Например, В теремок стучится лиса. Это сейчас. До этого приходил зайчик. Это было. Звери разбегаются из разрушенного теремка Это будет.