Домой / Игры онлайн / Дворовые советские игры. Дети перестройки: наши дворовые игры. Подвижная детская игра «У медведя во бору»

Дворовые советские игры. Дети перестройки: наши дворовые игры. Подвижная детская игра «У медведя во бору»

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

wikipedia.org

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

wikipedia.org

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

wikipedia.org

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь — стоп

Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

wikipedia.org

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

wikipedia.org

Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

wikipedia.org

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

Вышибалы


wikipedia.org

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

wikipedia.org

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

wikipedia.org

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Из цикла СССР. Дворовые игры нашего детства

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки


Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался - я не виноват!

Простая игра - можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:


  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» - кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки - они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза - свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я - салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка - «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:


  • Салки с «домиком» - то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» - чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» - в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа - в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:


  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик - сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия - пешка (солдат); 2 линия - дама; 3 линия - короли; 4 линия - тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии - зона званий; от последней линии до конца площадки - зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда - на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех - тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки - у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» - игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача - не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.


  • №1 - одна нога;
  • №2 - одна нога;
  • №3 и 4 - левая на 3, правая на 4;
  • №5 - двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 - левая на 6, правая на 7;
  • №8 - одна нога;
  • №9 и 10 - левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.


  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)


Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно - играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные - ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом - «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды - слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) - ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, - и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л - я - г - у - ш - к - а). Собрал все эти буквы? Ты - лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

January 23rd, 2014

Иногда так хочется повспоминать то, как мы росли, во что играли, какие у нас были игрушки. Особенно сейчас, когда у нас есть свои дети.
К сожалению, у меня самой практически ничего не сохранилось из игр моего детства, но сохранились воспоминания. И, немного погуляв по просторам Интернет, они материализовались в картинки.))

В моей личной игротеке больше всего было мозаик, наверно. Целых 3 штуки!
Пару из них я нашла на просторах интернета.

Мозаики

Вот точно такая же, в желтой коробочке, с элементами-гвоздиками.

Коробка закрывалась очень плотно и при открывании часть фишек непременно рассыпалась. А они, кстати, противно кололись, если их рассыпать на полу… А собрав узор на поле, нельзя было оставить его в коробке и убрать. Приходилось разбирать, потому что коробка не закрывалась ((И помню, меня терзала мысль: почему отсеков для элементов восемь, а цветов всего шесть? Иногда я думала, что это брак в моей коробке))

Еще была вот такая геометрическая мозаика, с различными по форме элементами.

Самой любимой была коробка с пазлами из ГДР. К сожалению, я не нашла изображения точно такой же коробки, но нашла подобную.

В коробке было 4 картинки из разных сказок. В моей были: Бременские музыканты, Розочка и Беляночка, Ганц и гусь и еще какая... не помню.

Головоломки

Я очень любила головоломки. Может потому что в них можно было играть одному?
Самые известные и любимые многими головоломки.

Помню, что сама накопила денег и купила себе эту игру.
В небольшой коробочке, которая легко помещается в кармане, лежит 15 квадратных фишек с порядковыми номерами от 1 до 15. Фишки кладутся в коробку в произвольном порядке. Остается одно свободное поле, используя которое нужно выстроить все фишки в порядке возрастания.

Пифагор

Это абсолютный аналог всем известного сейчас танграма. Но в СССР, в целях конспирации, видимо, многим играм присваивались другие названия)) У меня не было инструкции к игре, я не знала, что из элементов надо складывать различные фигурки, потому я просто укладывала все элементы в коробочку на скорость.

4Х4

Еще одна любимая головоломка, тоже купленная самостоятельно.
В коробке 16 фишек по 4 каждого цвета. Фишки укладываются в коробку произвольным образом. После чего нужно собрать в каждом углу фишки одного цвета, перемещая фишки во временные места между уголками. Для усложнения процесса была специальная палочка-перегородка, которая перекрывала один из 4-х проходов между квадратами. Собрать фишки с перегородкой было почти невозможно.))

Кубик Рубика

Пожалуй, самая популярная головоломка того времени. Сразу признаюсь, я не умела его собирать. Все собирание закончилось переклееванием наклеек, для получения одноцветных граней)) Зато многие знакомые обзаводились пухлыми тетрадками, в которых были расписаны схемы и формулы для собирания кубика. И кубик собирался за несколько минут!

Змейка Рубика

Это моя любимая.)) Даже своей дочке я купила такую сейчас и сама с удовольствием сидела и собирала фигурки, вспоминая детство.

Башня

Это цилиндрическая башня с вращающимися уровнями, заполненная разноцветными шариками с одной пустой ячейкой. Смысл в том, чтобы используя пустую ячейку, собрать по вертикали шарики одного цвета.
Мы играли по очереди во дворе, сидя на скамеечке. А мне потом досталась такая башня в виде брелка для ключей.

Лабиринты

Их было много разных. Суть в том, чтобы загнать шарик в центр лабиринта. В некоторых лабиринтах было несколько шариков. Верхом мастерства было загнать все шарики в центр.

Классические игры

Это, конечно, лото, домино, шашки и шахматы.
Почему то сейчас лото-домино-шашки звучит скучно… А раньше это были самые любимые семейные игры. Именно семейные.

В лото мы играли, когда собирались у бабушки большой компанией или на даче, под свет керосинки или свечей. И играли все вместе: и мы, и родители, и бабушки-дедушки.

В шашки мы играли вечерами с папой.
В уголки - с дедушкой.
А с братом играли в Чапаева.

Ах, да! Еще карты! Но карты - это отдельная история, с ними очень много игр, и детских в том числе.

Конструкторы

Архитектор

Были пластмассовые конструкторы, из которых можно было строить «типовые дома». В наборе были перекрытия, панели с оконными блоками и дверными проемами. В общем, какие в СССР были дома, такие и с помощью конструктора можно было построить.))

Машинки

У нас с братом был конструктор, в котором можно было собирать различные машинки. Там было несколько колесных баз, блоки различной длины и ширины, прозрачные блоки - окна, дверки для машинок. Это был хит.))



Металлический конструктор

Такой, наверно, был у каждого! То, что можно было собрать из него, казалось нереальным просто… Говорят, что были подобные наборы и с различными шестеренками и моторчиками, и из них можно было собрать полноценные механизмы. Вот, где раздолье для мальчишек!

Игра «За рулем»

Одна из самых популярных игр. Ее выпускают и сейчас. И многие, я знаю, мечтают получить ее для своих детей))
Игра представляет собой вращающийся диск, изображающий закольцованную дорогу, по которой движется автомобильчик с магнитиком на пузе.
Цель игры - держать автомобильчик строго на проезжей части, вписываясь в повороты и проезжая под мостами. Внешнее кольцо дороги более простое в освоении, внутреннее - намного сложнее.
Верхом мастерства считалось на полной скорости проехать огороженный участок в углу дороги, не задев заграждение.
Но у игры легко терялись ключи зажигания (тогда приходилось соединять провода напрямую), или сама машинка (тогда использовали разные другие металлические предметы типа скрепки или монетки), или ломался мотор (тогда приходилось кому-то одному крутить дорогу)… Но, тем не менее, многие дети о ней мечтали.

Спортивные настольные игры

Хоккей

Настольный хоккей был весьма популярен среди мальчишек, скорее всего, потому, что в СССР хоккей вообще был очень популярен.))
На игровом поле установлены фигурки хоккеистов, которые управляются игроками. Два игрока, две хоккейные команды. Одна маленькая резиновая шайба.
Матчи устраивались почти как настоящие. Многие умельцы знали некоторые хитрости игры: меняли игроков местами, загибали клюшки для лучшей управляемости шайбой, а особо хитрые меняли пружины у хоккеистов на более тугие, чтобы удар был сильнее.
Был такой и настольный футбол.

Баскетбол

В баскетболе не было игроков на поле. А само поле накрыто было пластиковым куполом, чтобы мяч не улетал с поля. В процессе игры часто дети так увлекались, что били по всем кнопкам подряд, не обращая внимания, куда именно упал мяч.

Веселая карусель

Это не что иное, как настоящая рулетка. В наборе было игровое поле, фишки, шарик для рулетки. Все по-настоящему. Именно из этой игры я узнала основные правила того, как делаются ставки в казино.))
В настоящее время с азартными играми ведется активная борьба, а в нашем детстве мы играли в эту игру с друзьями.

Микропроцессорные игры

Без них - никуда! Мне кажется, что не найдется ни одного ребенка, чье детство пришлось на 80-90е годы, который не пропадал бы часами за одной из таких игрушек.

Всем известная «Ну, погоди!»: черно-белый жидкокристаллический экран, на котором волк ловит яйца. Первая игра была выпущена примерно в конце 1984 года. Электронные игрушки советских времен были удовольствием не из дешевых, стоила такая игра 25 рублей. Для сравнения, булка хлеба стоила 20 копеек, а 1 кг мяса 2-4 рубля.
Игра была скопирована с зарубежных аналогов, только героев заменили на более знакомых. На самом деле, разновидностей таких игр было больше десятка, точно: «Веселый повар», «Автослалом», «Тайны океана». У меня была «Космический мост», вот такая.

Мы часто менялись ими с друзьями.
Вот можно подробно почитать и посмотреть разные варианты «Электроники». И найти ту, которая была у вас.

Ходилки

Конечно, было много игр бродилок, с фишками и игральным кубиком. Такие игры часто печатали на разворотах в детских журналах типа "Веселые картинки". И сейчас многие детские журналы возобновили эту традицию.

Вот можно скачать и распечатать некоторые ходилки того времени.
У нас с братом хитом была игра-ходилка "Кондейка". Папа принес нам ее с работы. Точнее, принес правила. Поле мы нарисовали на альбомном листе и для надежности приклеили в коробку от "Веселой карусели". И играли, много и долго.)))

И в завершение нашего экскурса в детство хочется показать еще несколько игрушек, которые были найдены в Интернете и в моей памяти:

Детская кинокамера

В комплекте было несколько микрофильмов. Заряжаешь пленку, крутишь ручку и смотришь мультик.

Набор для вышивания

В комплекте шла картонная книжка с узорами для вышивания и прилагались цветные нитки.
У меня был такой. Я вышила почти все картинки.

Ткацкий станок

В моем детстве он был побольше размером. Вот, где наглядно можно было понять, как ткать материю, и каких трудов это стоит. В результате мне удалось сделать лишь один маленький коврик в кукольный домик. Натянуть основные нити было крайне непростым занятием…

«Даааа, вот, оказывается, как бывает», — подумала я, глядя на стайку девочек, в недоумении застывшим перед расчереченной на асфальте сеткой для игры в классики. Тут же выяснилось, что они не знают, как играть в резиночки, выше земли и выбивного. Пришлось научить. Родители, айда на улицу, лето заканчивается, а дети ничего не знают!

КЛАССИКИ


На самом деле, в игру, наподобие классиков играли еще в Средние века, а в России она известна с ХIX века. Правила этой уличной игры для девочек простые, нужен только асфальт, мел и камушек.

Нарисуйте поле с десятью квадратами и полукругом, бросьте в первый камушек и прыгайте хоть в одиночку, передвигая ногой камень из клетки в клетку. 1−2 клетка — прыгаем одной ногой, 3 и 4 — по ноге на каждую, 5 — двумя ногами в одну. Дальше повторить, повернуть и пройти заново. Игра развивает ловкость, меткость и прыгучесть.

РЕЗИНОЧКИ


Источник: mira1.ru В них играли все в 80-х годах и даже мальчики не считали зазорным попрыгать вместе с девочками. Особенно шикарным считалось «обпрыгать» новую, не растянутую бельевую резинку, бывшую в дефиците. По правилам для этой уличной игры нужны были минимум три человека (двое стоят, один прыгает) и, собственно, сама резинка. Уровней было несколько: 1) по щиколотки (ничего сложного, так, размяться), 2) по колено (уже посложнее, но все равно легкотня), 3) на уровне бедер (по «жпчку» — ну это уже заставляло задуматься), 4) резинка на талии (многие отказывались) и, наконец, последний уровень, для невероятных прыгунов, когда резинка натягивалась на уровне шеи!

Комбинации прыжков были разнообразны и отличались друг от друга в разных областях: «ступеньки», «кораблик», «бантики», «соленые». Тот, кто заступил, запнулся, менялся местами со «столбом», державшим резинку.

Вышибала-Выбивной


Это игра для сильных духом, не плакс. Два игрока становятся по краям поля, а остальные — по серединке. Их то двум ведущим и надо выбить мячом. Куда именно попадет мяч — представить сложно, но синяки обеспечены, потому что тут никто никогда жалеть не будет! Тот в кого попал мяч, выбывает за пределы поля. Выбывшего могут спасти другие игроки, поймав мячик на лету. Если это не удается, остается один, самый ловкий игрок, который должен продержаться и увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет.

КАРТОШКА

Еще одна игра с мячом. Игроки быстро-быстро перебрасывают друг другу мяч, как горячую картошку. Кто не поймал — садится в центр круга и пытается в прыжке поймать пролетающий над головой мячик. Поймал? Меняешься местами с тем. кто его неловко кинул!

Твои товарищи могут тебе, кстати, помочь, если попадут в тебя отбитым мячом. А вот в какое место они тебе попадут — никто не знает. Я однажды, например, поймала мяч носом, и две недели ходила с чудесными фингалами.

казаки-разбойники


Командная живая игра для мальчиков и девочек, которая современным детям совсем не помешает. Группа делится на две команды, одни будут искать других, сочетая сразу в одной игре и прятки, и салки. «Разбойники» загадывают секретное слово и убегают, прячась от «казаков», помечая свой путь стрелочками на асфальте и всячески стараясь запутать преследователей. Те же, в свою очередь, вылавливают противников по одному, ведут к себе в «штаб» и выпытывают у пойманного слово-секрет. Используются крапива, пугание насекомыми и прочие ужасные виды пыток.

Игра считается оконченной, если слово узнано, «разбойники» пойманы. Как вариант — сами «разбойники» могут скооперироваться и захватить «штаб» казаков.

КОЛЕЧКО


Тихая радость для соседей — никто не носится. Игроки сидят на скамейке, держат руки лодочкой перед собой. А тот, кто водит, сжимает в ладошках колечко и монетку и обходя игроков, вкладывает в сложенные «лодочки» свои ладошки. При этом необходимо говорить: Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю. Кому именно он что-то подарил, становится известно после слов «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».

В этот момент «одаренный» игрок должен вскочить и убежать с лавочки. Задача остальных — не допустить этого. Детская уличная игра развивала способности настоящего разведчика, ведь очень трудно не выдать своих эмоций от получения заветного колечка, чтобы никто не догадался и не смог тебя поймать!

выше земли

Отличная разновидность догонялок, в которую лучше всего было играть на детской площадке. Ведущий старается поймать игроков, а те, убегая, могут «спастись», подняв ноги выше земли. На самый худой конец можно было упасть на спину и поднять ноги вверх, но такое поведение считалось неспортивным. Лучше всего было заскочить на пенек, бордюр, повиснуть на ветке… Ведущий мог остановиться и подождать — не упадешь ли ты, но долго стоять перед одним игроком тоже было некрасиво — беги, лови остальных!

Да. конечно, игры нашего детства были не слишком притязательны, зато мы проводили на улице почти все свое свободное время. Самым большим несчастьем было заскочить домой попить воды и быть пойманным родителями и усаженным обедать. Ведь в это время изнывающие друзья кричали под окнами: Выходииии! Будем в казаки-разбойники играть!

А теперь мы сами уже мамы и хочется вытаскивать ребенка на обед не из-за компьютерного стола, а с улицы. Тем более, что впереди — каникулы!

У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!

Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…

Резиночки

Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.

Классики

Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре - кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь - стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.

Море волнуется раз…

Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!

Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.

Казаки-разбойники

Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.

Вышибалы

В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.

Я знаю 5 имен

Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.

Съедобное-несъедобное

Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.

Ножички

Участники чертят на земле круг. После чего, каждый один за другим бросает ножичек на территорию соперника, отвоёвывая при этом у него максимально больше земли. Ножик можно бросать в песок, землю, а также в деревянные скамьи. Если ножек при броске не встрял в землю, а упал, другой игрок кидает ножик.

Колечко-колечко

Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.

Вы поедете на бал?

Водящий игры читает речёвку:

«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».

Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».

Я садовником родился

Все участники должны подобрать себе имя - название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)

Слон

В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».